ИММИГРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ


ИММИГРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ
- осуществляемый уполномоченными органами государства контроль, направленный на обеспечение государственного регулирования миграционных потоков при въезде на территорию РФ и пребывания на ней иностранных граждан и лиц без гражданства. Система И.к. является составной частью государственной миграционной политики. В соответствии с законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан в РФ контроль за соблюдением иностранными гражданами правил въезда в РФ, транзитного проезда через территорию РФ, постоянного проживания или временного пребывания в РФ и выезда из РФ осуществляют федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, органы исполнительной власти субъектов РФ по внутренним делам, а также иные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством. В случае, если имеются достаточные основания полагать, что иностранный гражданин, въезжающий в РФ, страдает заболеваниями, вследствие которых он в соответствии с законодательством РФ не имеет права на въезд в РФ, или установлено, что он прибыл из района неблагоприятной эпидемиологической обстановки, в пункте пропуска через Государственную границу РФ такой гражданин может быть подвергнут медицинскому и санитарно-эпидемиологическому контролю. Перечень заболеваний, вследствие которых иностранный гражданин не имеет права на въезд в РФ, устанавливается Правительством РФ.

Формой И.к. является документированный учет информации об иностранных гражданах в РФ и создание на этой основе центрального банка данных. Осуществление такого учета возложено на Федеральную службу безопасности РФ. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие в соответствии со своей компетенцией контроль за въездом иностранных граждан в РФ, их постоянным проживанием или временным пребыванием в РФ и выездом иностранных граждан из РФ, в порядке, установленном Правительством РФ, направляют в центральный банк данных и получают из него информацию о выданных приглашениях, иммиграционных и неиммиграционных визах, о въезде иностранных граждан в РФ для постоянного проживания или временного пребывания, об их перемещении, о месте жительства иностранных граждан в РФ, о продлении срока действия неиммиграционных виз и о выезде из РФ.

В соответствии с Федеральной миграционной программой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. № 1414 перспективными направлениями развития системы иммиграционного контроля являются совершенствование нормативно-правовой базы; продолжение формирования системы иммиграционного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу на основных воздушных, морских и сухопутных путях въезда на территорию РФ; организация мест временного содержания лиц для проведения предварительного рассмотрения ходатайств о признании беженцами в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; разработка комплекса мер по эффективному использованию действующего института советников по вопросам миграции в посольствах РФ и создаваемых представительствах соответствующих федеральных органов исполнительной власти при посольствах РФ за рубежом в странах с наиболее интенсивными миграционными потоками.

Усовершенствованию И.к. служит Указ Президента РФ от 23 февраля 2002 г. № 232 "О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики", которым Федеральная миграционная служба передана в ведение Министерства внутренних дел РФ. В соответствии с названным Указом на Министерство внутренних дел возложены разработка и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, осуществление иммиграционного контроля в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

(В.Ч.)


Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература. . 2002.